Конструктивизм в архитектуре г. Чебоксары

После Октябрьской революции и прихода к власти большевистской партии, изменился не только политический строй общества с новой идеологией пролетариата, но и сам образ мышления, а также взгляд на культуру и искусство в целом. 20-е годы – это новые поиски средств художественной выразительности, особенно ярко воплотившихся в архитектуре.

Строительство в регионах всегда идёт с отставанием от столицы, поэтому конструктивистские постройки появляются в городах Поволжья ближе к концу 20-х годов, когда шло активное строительство жилых сооружений для быстро разрастающихся городов. В связи с этим более поздний приход конструктивизма в регионы наложил на местную архитектуру особый стилевой отпечаток.

Прежде всего, это было связано с пониманием архитекторов особенностей стиля и его интерпретацией. Регионы не всегда охотно принимают изменения, оставаясь верными «старой школе», поэтому понимание новых веяний в искусстве зачастую бывает затруднено. Они адаптируют их к традиционным, привычным формам, смягчая радикализм нового стиля арсеналом старых средств и приемов. Довольно часто, желая угодить заказчику, авторам приходилось смешивать несколько разных архитектурных направлений, что приводило  к эклектике возводимых сооружений.

Также одной из причин является «недолговечность» конструктивизма. Его продолжительность была всего 10 лет, а с приходом нового лидера изменилась и архитектура – наступила эпоха сталинского неоклассицизма. Поэтому в Поволжье старые постройки подвергались изменениям, перестраивались, чтобы соответствовать новым требованиям. Такой лояльный подход характерен далеко не для всех городов: в столице и близлежащих к ней областях, сопротивление новому направлению длилось гораздо дольше, поскольку в них активно работали мощные архитектурные школы со своими лидерами. Однако в регионах эта «перестройка» произошла довольно быстро.

На Чебоксары особое влияние оказывали близлежащие Казань и Нижний Новгород, чьи архитекторы не раз приглашались для местного строительства.

В отличие от столичных городов здесь отсутствовали филиалы архитектурных творческих группировок. Но, несмотря на это, архитекторы следили за формированием нового стиля в произведениях столичных зодчих, однако в силу ряда объективных причин, были вынуждены заниматься в большинстве случаев имитацией авангардного по своей природе нового стиля.

В Нижнем Новгороде было возведено несколько домов-коммун («Культурная революция», «Дом чекиста») и комплекс соцгорода в районе автозавода. Все эти сооружения имеют достаточно схожу планировку: 2 – 4-х комнатные квартиры, объединенные длинной коридорной системой, блоки здания соединены между собой переходами, имеются большие окна и ленточное остекление, длинные широкие балконы, огибающие углы здания. В домах имелись: столовая, фабрика-кухня, прачечная, детский сад и клуб. Дом-коммуна является ярким архитектурным явлением, воплощающим в себе идею пролетарского «обобществления» быта — новой формы жилья, где люди смогли бы приучиться к коллективизму, освободились бы от тягот домашнего труда, семейных уз и всего мелкого и частного.

Примером реализации архитектурных поисков 1920-1930-х гг. в Казани может служить построенный в 1933-1935 гг. по конкурсному проекту архитектора С. С. Пэна Дом печати. Это здание считается одним из лучших образцов архитектуры конструктивизма, на данный момент являясь объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Строительство новых домов, несмотря на огромную советскую стройку, было крайне затруднительным. Одними из главных проблем, связанных с реализацией проектов архитекторов-конструктивистов являлись неподготовленность трудовых кадров (а порой и полное их отсутствие), отсутствие должного финансирования и технического оснащения. Много проектов так и остались нереализованными, а те сооружения, которые были возведены, оказались не рассчитаны на «многовековое» использование и подверглись сносу. Так, в частности, один из памятников конструктивизма в г. Казань «Дворец культуры имени 10-летия Татарской АССР» был заброшенными руинами, которые снесли после крупного пожара в 2009 году.

В годы предвоенных пятилеток многие здания в Чебоксарах были построены в стиле конструктивизма и функционализма. При их внешнем оформлении строители основывались исключительно на принципе практичности, оставляя в стороне вопросы эстетики.  Однако большинство построек либо были снесены в связи с возведением Чебоксарской ГЭС, либо потеряли свой первоначальный облик неоднократно перестраиваясь. Но несмотря на все эти и ряд других факторов, нам всё таки удалось найти в архивах научных библиотек первоначальный облик конструктивистских построек, а также изображения тех, которые были уничтожены.

Дом крестьянина (1928) (Рис. 1)

Рис. 1

 

Это одно из первых каменных зданий, построенных в городе после Октябрьской революции. 3-х этажное, по форме «Г»-образное, оно было построено в северо-западной части города на месте разрушенной монастырской стены и плодового сада.

В конце 1920-х гг. обострилась жилищная проблема, несмотря на то, что в 1926 – 1928 гг. было введено в эксплуатацию 9,4 тыс. кв. м. жилья. Население росло со стремительной быстротой, гораздо превышая темпы строительства жилья. Нередко и те малые средства, которые выделялись на строительство, оставались неосвоенными из-за отсутствия стройматериалов и квалифицированных кадров строителей, слабой материально-технической базы. Стоит ли говорить о том, что в городе в эти годы не было ни одной гостиницы, в которой могли бы размещаться приезжие деятели не только государственных сфер, но и искусства, культуры и науки? Поэтому весной 1927 года власти республики на очередной заседании ЦИКа решают построить подобное сооружение, приурочив постройку к 10-й годовщине Октябрьской революции.

Архитектором данной постройки является Александров Василий Николаевич (1883 – 1953), один из немногих архитекторов, которые на тот момент трудились в Облкоммунотделе. Он окончил Казанскую художественную школу по специальности техника-архитектора, после чего некоторое время служил в Самаре, а в 1922 году приехал в Чувашскую АССР.

Не имея высшего образования, Александров сам спроектировал Дом Крестьянина, принимая участие и в самой стройке, работая прорабом и снабженцем.

У постройки есть одна интересная деталь: помимо строительства Дома Крестьянина, Александров являлся архитектором Красных Ворот (1924) (Рис. 2) или Триумфальной арки, которое служило местом сбора городского населения. Трибуна этой постройки очень сходна с фасадом Дома Крестьянина.

Рис. 2

Помимо своего основного назначения – расселения приезжих, в Доме Крестьянина имелся зал на 300 мест, где проводились массовые городские мероприятия, съезды, конференции, показывались спектакли и кинофильмы (в нем располагался кинотеатр «Ударник»). Так же в здании находился радиоузел на 800 радиоточек. С началом коллективизации он стал называться «Дом колхозника», а позднее «Гостиница Турист». В 1995 г. Строение было передано Чебоксарско – Чувашской епархии для размещения духовного училища. По словам историка и почетного архивиста России Владимира Ткаченко, строительство Дома Крестьянина для Чебоксар было событием из ряда исключительных. Это было первое здание, построенное в Чебоксарах как общественное сооружение. До этого для проведения массовых мероприятий, конференций и съездов использовались дома, оставшиеся от купцов.

Это здание, с одной стороны, ведет полемику с рядом стоящим домом в стиле модерн, цитируя некоторые его конструктивные особенности, и в то же время полемизирует с ним, говоря о новой эпохе, о новых людях и новых общественных отношениях. Оно обращено в две разные стороны: в сторону Волги и в сторону главной – на тот момент – магистрали. Гостиница репрезентировала утвердившуюся в городе власть и формировала определенный образ самого города.

Кинотеатр Родина (1933) (Рис. 3)

Рис. 3

 

Это первое специализированное здание звукового кинотеатра в Чувашии, построенное по проекту нижегородского архитектора В. В. Медведева. Стройка началась еще в 1930-м году, однако ей сразу же не повезло: сильный ливень вместе с потоками воды, хлынувшими с улиц, размыли грунт и затопили котлован. Пришлось перекладывать фундаменты и подвальные стены. Также была острая нехватка трудовых кадров: городских каменщиков было очень мало, приходилось вербовать со стороны. Была слаба трудовая  дисциплина, были прогулы и самовольные увольнения с работы. Только в начале 1933 года приступили к отделочным работам здания. Открытие кинотеатра состоялось 17 февраля 1933 года премьерным показом фильма «Златые горы». Постройка представляет собой 2 – 3 этажный объем, имевшая форму самолета. Подобная форма была нередкой для сооружений того времени: самолёт олицетворял символ счастливого будущего, куда летят рабочие со всей страны, трудясь во славу коммунизма. Крыльями служили боковые выступающие помещения, а кабиной пилота – стеклянный двугранный эркер. В хвостовой части находились санузел и курительная комната, а также лестница, с выходами во двор и на улицу. Зрительный зал с балконами вмещал 700 человек. Здесь же размещались помещения треста «Чувашкино», 3 жилые квартиры для работников. В 1953 году здание было реконструировано (Рис. 4) по проекту архитектора Ф. С. Сергеева, который внёс значительные изменение в экстерьер здания: фасады были решены в ордерной системе, в соответствии с принципами неоклассики, были убраны эркер и нависавшие над тротуаром балконы, со стороны Волги был надстроен второй этаж – фойе.

Рис. 4

Дом красной профессуры (1929) (Рис. 5)

Рис. 5

 

Являлся третьим по счету жилым кирпичным домом города, расположенного на пересечении нынешних улиц К. Маркса и Композиторов Воробьевых. Архитектором является Егоров И. П. В нём находилось общежитие для преподавателей открытого в 1930 г. педагогического института. Здание представляет собой трехэтажное сооружение, состоящее из трех частей: центральной угловой и двух одинаковых по размеру примыкающих построек. В здании располагалось 18 трехкомнатных квартир, из которых на данный момент жилой является только одна. Еще в начале 80-х годов два верхних этажа были жилыми, сейчас же дом арендуют различные конторы, магазины и мастерские (Рис. 6). Это здание также актуализировало образ самолета или планера, раскинувшего крылья в свободном полете. «Космизация» городского пространства являлась одной из тенденций поволжской архитектуры. Читаемость этого образа обусловила его популярность, прежде всего, среди нерусского населения.

Рис. 6

Почта (1935) (Рис. 7)

Рис. 7

 

Здание  строилось по проекту Егорова И. П. с упрощенной архитектурой, что было данью конструктивизму. На главном фасаде, обращенном на север, в сторону детского парка – узкие оконные проемы. Если не считать городских часов (которые достаточно скоро сняли), здесь нет никаких украшений, гладкие стены и узкий карниз. Симметричность здания подчеркнута объемом лестничных клеток относительно основной линии карниза, а так же вертикальной линией остекления. Вход находился в угловой части, над ним находились балконы. На цокольном этаже находился буфет, где собиралась вся интеллигенция Чебоксар. Здесь проводились собрания поэтов и писателей, декламировались стихи и прочие мероприятия. Снесен в 1977 г., так как находился в зоне затопления (при строительстве Чебоксарской ГЭС). Образы вертикали и горизонтали, лежащие в основе данного здания, служили идее равновесия и силы. Почта г. Чебоксары явилась данью авангардной риторике, которая утверждала техницизм в качестве основы мировосприятия. Недаром она напоминает какую-то деталь, часть грандиозной машины, ведь почта – одна из многих узловых точек в системе передачи информации.

Клуб строителей (Рис. 8)

Рис. 8

 

Архитектором является Аввакумов Илья Семенович, выпускник Московского высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН). В Чебоксары приехал в 1930 году. На фотографии (Рис.8) в здании уже располагается клуб «Электрик». На сегодняшний день это дворец культуры им. Ухсая (Рис. 9). Здание было ориентировано на формирование корпоративной культуры строителей, обращение к конструктивизму было планомерным в силу самого образа строителя, так актуального в период глобального государственного строительства. Регулярность и ритмичность фасада говорили о силе его духа, уверенности в том, что свершается, и знании правости своего дела.

Рис. 9

Научный центр по борьбе с трахомой (1937) (Рис. 10)

Рис. 10

 

Это здание первого в Поволжье научного центра по борьбе с трахомой. Первоначально задумывалась как конструктивистская постройка. Но из-за трудностей, касающихся материального обеспечения и нехватки материалов, а впоследствии и уезд из города архитектора сооружения Аввакумова И. С., которые слишком затягивали строительство, первоначальный замысел облика здания был переосмыслен и изменен: добавили пилястры, колонны. Сейчас здесь находится Институт усовершенствования врачей.

Проект центра столицы (1932) (Рис. 11)

Рис. 11

 

Центр столицы представлял четырехугольную застройку, разделенную на три части:

  1. Строение с внутренним двориком.
  2. Дворец культуры.
  3. Дом советов.

В этом проекте интересен синтез, по сути, двух противоположных направлений в архитектуре: конструктивизма и классики. Авторами проекта являлись приглашенный из Москвы архитектор Симбирцев Н. В. и И. С. Аввакумов. Проект был свёрнут из-за недостатка средств.

Таким образом, конструктивистские здания г. Чебоксары явились своеобразным продолжением поволжской архитектуры того же стиля. Общность подчеркивается типом расположения зданий (угловое), символикой (образ самолета). Архитектура конструктивизма репрезентировала идеи нового государства, подчеркивала его силу и мощь и строилась в рамках общей авангардной риторики.

К сожалению, на сегодняшний день перед нами предстаёт очень печальная картина: памятники советской эпохи, обладающие уникальными и неповторимыми чертами, перестраиваются, сносятся или просто остаются брошенными на произвол судьбы, терзаемыми природными катаклизмами, а также деятельностью вандалов. Подобное отношение вызвано незнанием истории, а также основным идейным посылом конструктивизма, что приводит к его архитектурному вырождению. В г. Чебоксары практически не осталось построек, сохранивших свой первоначальный облик – все они не раз перестраивались по проектам разных архитекторов в угоду новому господствующему стилевому направлению.

Искусство конструктивизма, как и весь авангард в целом, предполагает определенную подготовленность зрителя, поскольку традиционное понимание искусства очень далеко от восприятия искусства советской действительности. Важно осознать самобытность сей эстетики, а не пытаться подделать под существующие стандарты более классического искусства.

Сохранение памятников той эпохи – это не только дань истории, но и попытка сохранить то великое достояние, которое оставили после себя архитекторы авангарда.

Автор: Сурикова Маргарита

Добавить комментарий