Космос в творчестве чувашского художника Праски Витти

На протяжении веков чувашская культура находилась под сильным влиянием русской культуры. Это привело к забвению многих традиций, письменности, религии, устного народного творчества. XX век – это время, когда чувашская интеллигенция осознала масштаб трагедии и попыталась возродить, а иногда и создать, основания традиционной чувашской культуры. Так, художник А. Миттов в своем творчестве актуализировал традиции чуваш: такие как «улах», «ниме» и др. Скульптор В. Нагорнов создал образы чувашской женщины (Монумент чувашской матери), абстрактные памятники чувашской вышивки. Активно популяризируется мнение о том, что чувашские женщины были амазонками, Аттилла — чуваш. Однако наиболее выигрышной платформой создания нового чувашского дискурса стала космическая тема. Связана она была с личностью уроженца Чувашии Андрияна Григорьевича Николаева, который являлся третьим космонавтом в СССР, первым космонавтом, работавшим на орбите без скафандра, первым космонавтом, который участвовал в военном эксперименте в космосе. В селе Шоршелы, где родился и вырос А. Николаев, был создан Музей космонавтики, который включает в себя собственно музей космонавтики, стелу «Ракета», бронзовый бюст Николаева, дом-музей семьи Николаевых, сад-парк с аллеей космонавтов и часовню-усыпальницу над могилой А. Николаева.

Космическая тема стала актуальной для города именно благодаря личности А. Николаева, в городе стала активно насаждаться космическая атрибутика, улицы, районы города, образовательные учреждения получили имена космонавтов, появились новые памятники в ключевых городских точках, детские площадки стали оформляться с учетом космической тематики. Естественно, что эти изменения происходили и в общем русле увлечения космосом. Однако в Чувашии космическая тема получила свое развитие в достаточно неожиданном и неочевидном русле.

Мы полагаем, что космос стал новой мифологией чуваш. Это утверждение основано на глубоком изучении древней чувашской мифологии. Космическая тема была популярна издавна. Главным богом чуваш был небесный бог Тура, творец всего, держатель вселенной. Его домом был космос, который он упорядочил и привел в движение. Как космическое божество, он отдален от своих детей и недоступен прямым молением и люди обращаются к нему через посредников. Однако по пятницам он оставляет своё жилище и сходит на землю в виде старца, чтобы узнать, соблюдают ли чуваши день отдыха. Он – это бесконечное пространство космоса, которое обволакивает наш земной мир, населенный его творениями и находящийся в балансе с вечностью.

Существует также бог космической упорядоченности – Хâт. Это «великий окультуриватель», поскольку он отвечает за порядок и в большом, и в малом. Естественно, как и в любом древнем культе, в чувашской мифологии присутствуют астральные божества – Солнце (Хевел) и Луна (Уйах). Солнце – это судья, им клялись в спорных делах, обращаясь лицом к светилу и принимая позу адорации. Луна также является судьей, однако это женский персонаж. Эта пара – причина наличия жизни на земле, они ответственны за её возникновение.

Божество Кавак хуппи – необычное божество, проявляющееся в виде яркого светового эффекта на небе. Это своего рода глаз Тура. Этот эффект случается либо рано утром, либо ночью. Продолжается в течение минуты, важно при этом застать данное появление божества, так как именно в этот момент молитва особенно действенна. Однако это не северное сияние.

Наиболее космическим богом в чувашской мифологии является божество-звезда – çâлтâр. Звезды находятся под руководством Тура, однако россыпь звезд на небе – это весь чувашский народ. Чуваши верили, что у каждого человека есть своя звезда. Она появляется на небе вместе с новорожденным и гаснет (или падает), когда человек умирает. Пожелание человеку падения на его голову (персональной) звезды – очень страшное проклятие. Слабо мерцающая звезда – признак рождения несчастливого младенца. Примечательно, что всё космическое – это добрые божества. Нет ни одного злого бога, который существовал бы в космосе.

Символом космического порядка на земле была деревня. В ней были места Солнца, Луны и Звезд. Огороженность деревни – это и защита от зла, и стремление сохранить космос на земле.

Эти представления живы в чувашских деревнях до сих пор, хотя и не в столь явном виде. Эти поверья частично сохранились в культуре и языке чуваш. Как мы говорили выше, забвение чувашской культуры прервало эту глубинную космогоническую связь между людьми, однако возрождение темы прослеживается в творчестве одного из самых известных художников Чувашии Праски Витти, который вернулся из Москвы на родную землю как спаситель народа, пожелавший своей любовью поддержать его, и как Великая Мать принять своих детей в тяжелое для них время. В его творчестве отражены предания предков чуваш, культура и традиции народа, который потерял свою идентичность.

Настоящее имя Праски Витти – Виталий Петрович Петров. Он был незаконнорождённым ребенком, из-за чего подвергался дискриминации в своём родном селе. И если он в учебе проявлял себя, то его «сливали» под предлогом того, что он «выпендривается и ему нужно знать своё место». Но однажды в начальной школе учитель перед всем классом выделил его рисунок, сказав, что «Виталя» станет художником. Именно тогда он понял, что это его предназначение, поскольку в творчестве он мог быть свободным и не бояться быть лучшим. «Я понял, что если я стану художником, эта дрянь никогда меня не догонит, никогда не достанет. Никто не посмеет меня оскорбить. Никто не сможет сказать, что я не вправе лучше всех рисовать. Вот я и убежал. В творчество».

Виталий Петров рос в советское время, в эпоху покорения космоса, когда космическая тема захватила умы представителей всех социальных слоев и всех возрастных групп. Тема космоса прослеживается с начала творческого пути Праски Витти. Дипломной работой художника была роспись стены на космическую тему для политехнического института в Перми, который в то время только начинал строиться. Одно из названий росписи – «Телеграфная служба народа». Эта работа являет собой олицетворение героизма и изобретательности советского человека. Дипломная комиссия весьма неоднозначно отнеслась к его работе: «Член комиссии, Николай Владимирович, с недоумением воскликнул: «А что тут всякие гайки да болты?». Ректор Лукин вскакивает и говорит дипломной комиссии? «А вы что думаете, художнику сегодня лютики писать на подоконнике только? Вы там у себя требуйте подоконник с цветами, а тут громадная идея!».

Вторая работа называется «Стыковка космических кораблей». Это роспись ресторана речного вокзала в Перми. Работа в своё время сделала много шума, её печатали центральные издания, в том числе и декоративное искусство. К сожалению, руководство ресторана уничтожила эту работу.

Из сохранившихся работ, которые украшают городское пространство Чувашии, стоит отметить роспись спорткомплекса в г. Новочебоксарск. Одна из них – это портрет Андриана Николаева. Работа находится в ужасном состоянии, что говорит о том, что чуваши сами не берегут своё национальное достояние и национальный колорит. С именем этого чувашского космонавта связана еще одна работа художника – медная скульптура земного шара. Она является частью композиции фонтана, который находится перед мемориальным музеем А. Николаева в родном селе художника – Шоршелах.

«Я увлекался космосом постольку, поскольку это как посмотреть на небо. Это беспредельное пространство и время. Я в первый раз, помню, как маленький был, зимой вышел по своим проблемам, смотрю на звезды, и тут одна из них как рванула вниз! Я бегу домой, заскакиваю, говорю: «там звезда падает!» Ну конечно… конечно, это очень печально, что, в конце концов, мозг так устроен, что приходиться воспринимать, любоваться, и потом вдруг понять, что мы никчемны» — так говорит о космосе сам художник.

Очень космична и даже в чем-то футуристична последняя, юбилейная выставка художника, посвященная его 80-летию. Выставка была открыта в сентябре 2016 года в Чувашском государственном художественном музее, и включала в себя более 200 работ Праски Витти, которые были созданы в разные периоды его творчества.

Среди этих работ можно заметить три, очень похожие друг на друга. Центральное место в них занимает мотив лабиринта, который формирует фигуры красного квадрата, синего круга или зеленого треугольника. Вход в лабиринт всегда расположен в середине нижней части картины и сопровождается стрелкой с направлением движения. Лабиринт завершается в середине фигуры, в котором располагается определенный образ, разный для каждой работы. Внутри круга находится оплечная фигура женщины в национальном костюме, взгляд которой устремлен на зрителя. В треугольнике в профиль изображен молодой человек, который разделен двумя линиями на четыре части и раскрашен в яркие цвета.

Очень необычен образ, расположенный в красном квадрате: это человек, который разделен ровно пополам, одна его часть представляет собой женщину, а другая – мужчину. Оба одеты в национальный костюм и тоже всматриваются в зрителя. Интересно, что «добраться» до центрального образа в первом и втором лабиринтах просто: фигура вписана в просто геометрически организованное пространство, в котором путь от «начала» до образа пролегает в прямом направление. Однако чтобы пройти красный квадратный лабиринт с женско-мужским образом, нужно постараться и даже вести по лабиринту пальцем, чтобы не сбиться с пути.

Лабиринт не является границами картины, и за его пределами можно увидеть много национальных и космических образов. Во всех трех картинах можно увидеть фигуры людей в национальном костюме, мужчин или женщин в статичных, на первый взгляд, позах. Однако эти фигуры никогда не располагаются вертикально, так, как бы стоял человек в реальности. На картинах Праски Витти они висят горизонтально или по диагонали, поэтому создается впечатление, что они летят. Кроме этих фигур вне пространства лабиринта можно заметить фигуры сказочных чудовищ, напоминающих то ли изображения Босха, то ли зооморфные буквицы Феофана Грека. Они раскрывают свои сказочные пасти и из них вылетают вполне себе современные ракеты и самолеты. Иногда сами эти чудовища похожи на механизм: их лапы могут быть закреплены на туловище при помощи шарниров или заканчиваться колесами вместо когтей. По соседству с ними может пастись лошадь или целый их табун, а где-то гореть стена традиционного чувашского жилища. В картинах художника создается идеальный мир, где соседствуют космические технологии и национальные ценности.

Еще одним интересным элементом многих картин Праски Витти являются «космонавты», бороздящие бесконечное пространство над землей и людьми, населяющими её. Эти «космонавты» непременно изображаются вместе с национальным образом. Они не просто располагаются рядом, космическое для Праски Витти – это часть национальной культуры. Для трактовки этого образа следует обратиться к чувашской мифологии. Как и для верований большинства народов, после смерти души людей попадают в всеобъемлющее ничто, населенное Богами и предками, а этим всеобъемлющим ничто является космос. Россыпь звезд на небе – чувашский народ, состоящий не только из ныне живущих, но и из тех, кто уже давно отжили свою жизнь на земле, однако стали частью чего-то большего. Они по прежнему живы и поддерживают связь со своими родными, и это существо, парящее над землей являет собой воплощение Духов Предков, никогда не покидающих своих земных потомков.

Творчество Праски Витти – это кладезь национальных символов, отражение мировоззрения народа и бесконечная тревога за его будущее. «В Чебоксары, — сейчас громко, тезисами буду говорить, — я вернулся, потому что знал, что народу будет очень плохо, и надо стоять рядом, когда ему очень плохо. Чтобы у него был кто-то рядом, кто его любит. Я все знаю: народ больной, народ жуликоват, народ пьян, народ никогда не знал своей государственности и гражданственности, народ никогда не имел дипломатов, денег, — ничего! Народ уходит с лица земли. И я пришел постоять в это время. Мне говорят: «ты, наверное, чувашский авангард». Я говорю: нет! Я художник-арьергард. Да! Я иду, ощущая народ сзади него, чтобы нападающий, который нам в лицо пытается говорить «вы, чувашские свиньи!» или «вы, не говорите по-чувашски! Говорите человеческим языком!» Когда этот мрак начинает заваливать народ, я буду стоять сзади. Я из-за этого приехал».

Космос – это бесконечное пространство без времени. Это вечность, в которую будет погружён каждый из нас после своего земного существования. Именно космос является олицетворением места существования светлых Богов-Создателей, на ночном небе можно узреть рождение или гибель человека в земном мире. Однако каждый окажется в этой бесконечности, став частью мира своих предков. Тема космоса тесно переплетена с мировосприятием чуваш, их культурным наследием и национальной идентичностью, а также с человеком, всю свою жизнь посвятившему возрождению народной самобытности своего народа – Праски Витти.

Маргарита Сурикова

Добавить комментарий