Восстание удмуртского Разина

Восстание Альберта Разина против нынешнего положения языков коренных народов РФ завершилось поражением: Разин не нашёл в себе сил дальше бороться против этой крепкой вертикальной системы, унифицирующей многонациональный российский народ. По всей видимости, у него не осталось даже надежды на победу, однако сдаться патриот удмуртского народа явно не мог, поэтому решил в последний раз «подать свой голос» чиновникам таким вот экстраординарным методом. 

Последние слова Альберта Разина во время его пикета перед зданием Госсовета Удмуртии (из интервью): 

А. Р. Дело в том, что удмуртский этнос исчезает, и я не могу равнодушно смотреть. Я желаю, чтобы все народы были вечными, все языки – великие, и они должны культивироваться, жить и не умирать. Но если я не подам голос, депутаты не предпримут решения, шаги, не предпримут ни мероприятия, чтобы спасти язык и культуру удмуртскую, и, соответственно, этнос сам собой отомрёт. Нужны решительные шаги. Нужно защитить язык через Министерство образования, через другие ведомства, чтобы язык был востребован везде: в государственных учреждениях, в общественных местах, чтобы удмурты не чувствовали, что их язык является второстепенным. Он должен быть равным, как это прописано в нашей демократичной Конституции Российской Федерации. А пока что Конституция нарушается, нарушается равенство языков. В государственных учреждениях язык не востребован, чиновники не знают его и, соответственно, получается на практике только один язык функционирует – русский. А тогда как у нас по Конституции Удмуртской Республики два государственных языка. Язык должен быть и на вывесках, на плакатах, на лозунгах и в общественном транспорте, чтобы удмурты не чувствовали себя людьми второго сорта. 

А. П. Какое вы бы обращение хотели кратко сказать депутатам государственного совета через это послание? 

А. Р. Депутаты государственного совета Удмуртской Республики должны бы принять закон о внесении изменений в системе образования. Удмуртский должен преподаваться во всех школах, и все учащиеся Удмуртской Республики должны изучать удмуртский язык наравне с английским языком. Русский язык – он шире используется, предметы на русском, а в начальных классах предметы тоже надо на удмуртском языке: и математику, и литературу, и естествознание – предметы разные должны быть на удмуртском языке. В Татарстане предметы и в средней школе изучают на татарском языке. У них есть факультеты, где преподают на татарском языке, и это правильно. Иначе язык просто исчезает, удмурты ассимилируются, и на сегодняшний день за историю ассимилировано уже десятки языков и десятки народов: весь, меря, мурома, исчезают уже водь, исчезают ижорцы, и на очереди карелы, эрзя, мокша. Если не предпринять меры, в ближайшее время за несколько десятилетий удмуртский язык исчезнет. А язык великий, культура самобытная, любой народ самоценен. Если растения, животные заносятся в Красную книгу, то тем более надо защищать этносы, иначе это будет позор для Российской Федерации, если не разработать государственную программу. Должна быть национальная политика по защите удмуртского языка и удмуртской культуры. Возьмём Дома культуры, там везде русский язык, и не должны удивляться, если удмурты скажут: нам нужны удмуртские центры, удмуртские Дома культуры. Согласно Конституции, права равные и должно быть равенство. До тех пор, пока сюда не пришли колонизаторы, все удмурты разговаривали на удмуртском языке, до 1929 года все удмурты владели родным языком, а сегодня владеет только треть удмуртов и это в основном старшее поколение. А дети сейчас русеют, нужно принять решение в Госсовете, чтобы в садиках удмуртских деревень разговаривали на удмуртском языке, чтобы все дети удмуртских деревень росли на родном языке, иначе они не будут впитывать народную мудрость, народную культуру. И это условие для исчезновения этноса.

Для власти же его «голос», собственно, как и все предыдущие попытки ученого повлиять на ситуацию, стал лишь «криком в пустоту». Да и как она должна была на это отреагировать и что предпринять? 

К сожалению, многие до сих пор не осознают, что жизнь каждого человека ценна — вряд ли она должна становиться разменной монетой при реализации идеологических конструктов языковых активистов. Формула «язык=народ», которой придерживаются националисты, является разрушительной бомбой, заложенной в фундамент самого народа. 

Нужно понимать, что потеря языка частью населения не является обязательным условием его исчезновения. Да и язык этот может быть лишь одним из инструментов в деле легитимизации политического суверенитета и сохранения культурной идентификации. Одним из… 

И пусть Разин не был услышан адресатом, но был услышан нами. В нашем же понимании, ключ к победе в верной трактовке трагедии: это был не героический поступок, а акт бессилия, акт бессилия, глядя на который мы, в отличие от Разина, не должны опускать рук. Напротив, следует продолжать бороться за свою идентичность, оставляя тупиковые сценарии и излишне оптимистичные фантазии ради поиска иных путей в деле её сохранения и развития.

Добавить комментарий