Механизмы исламизации закамских удмуртов в конце XIX – начале XX в.в.

Об исламизации удмуртов или о том, как удмурты становились «башкирцами».

Ни для кого не секрет, что ислам, будучи религией, официально принятой Волжской Булгарией в 922 году, во времена Золотой Орды и Казанского ханства окончательно заполнил духовное пространство региона, став основной религией тюркского населения, а именно предков современных татар и башкир. Однако существенное воздействие он оказал и на чувашей, и на финно-угров: марийцев, мордву, бесермян и удмуртов. Как раз о судьбе последних и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Исламизация удмуртов, начавшись во времена Волжской Булгарии, усилилась с образованием Казанского Ханства, не остановилась и с вхождением территорий в состав Московского княжества, вместе с тем наибольший размах это явление приобрело в конце XIX – начале XX века, когда в магометанство «отпали» удмурты-язычники множества населённых пунктов Вятской, Пермской, Казанской и Уфимской губерний – согласно Н.В. Никольскому, на начало двадцатого столетия эта цифра превышала три тысячи человек.

Отпадение в ислам было особенно характерно для закамских удмуртов, живших на территории Пермской и Уфимской губерний. Наглядным примером интенсивного перехода вотяков в «магометанство» является деревня Гарибашево Бирского уезда Уфимской губернии, а ныне Татышлинского района Башкортостана.

На этом моменте любопытный читатель возразит нам: статья об удмуртах и исламе, а вы нам рассказываете про вполне себе обычную башкирскую деревню, вон она даже название имеет «Гәрәбаш» – где здесь вообще что-либо финно-угорское?

Да, действительно, деревня имеет башкирское название и башкирское же население (согласно переписи 2002 года, в деревне проживает 570 человек, из которых преобладающая этническая группа – башкиры – 92 % от общей численности). 
Тем не менее, материалы всех народных ревизий XVIII – XIX веков говорят о проживании в этой деревне вотяков. Более того, это поселение было основано в 1627 году на земле, пожалованной удмуртам царём Михаилом Фёдоровичем.

Каким образом подобное стало возможным? 
Причиной этому послужила исламизация местных удмуртов, которые, приняв ислам, в силу ряда причин сменили свою этническую идентичность. 

Сразу скажем, что вышесказанное не является выдумкой или же теорией автора: удмуртское происхождение отмечают и сами жители деревни: «безнең каныбыз удмурт» – что в переводе «наша кровь – удмуртская», «безнең ата-бабаларыбыз удмурт булганнар» – «наши отцы-деды были удмуртами», а башкиры соседних деревень до сих пор называют жителей Гарибашево «ар» – удмуртами.

Кроме того, в деревне сохранились два старых удмуртских языческих кладбища, а в местной топонимии имеется слабо выраженный удмуртский пласт: так, название речки «Валюктан» вероятнее всего происходит от удмуртских слов «вал» — «лошадь» и «люктан» — «водопой», а холм «Четкертау» это результат сложения удмуртского слова «четкер» — «гора» и его башкирского аналога. 

Каким же образом жители деревни восприняли ислам?

Всё началось в середине XIX века, когда здесь поселился мулла Файзулла, бывший язычник, который, приняв ислам, начал активно проповедовать его среди своего народа. Справедливости ради, стоит сказать, что до его приезда в деревне уже жило около 10-15 мусульман. Файзулла не был указным муллой, а потому в деревне отсутствовала мечеть и собственный приход, а уже имеющиеся мусульмане посещали мечеть в деревне Акбулат.
Файзулла построил себе двухэтажный дом, где первый этаж он использовал для обучения детей и взрослых основам ислама. Вскоре в деревне поселяется уже указной мулла Жалалетдин, который добивается разрешения на постройку мечети, в ходе строительства которой в селение прибывает башкирский мулла. Открывается медресе.

Подтверждается это и архивными данными. К 1860 году часть жителей деревни была обращена в ислам и числилась в приходе Акбулатовской мечети, родившиеся, умершие и браки записываются по её метрическим книгам. Гарибашево также фигурирует в возбуждённом в 1869 году деле «о совращении язычников в магометанскую веру». 
В 1880-ых мусульмане Гарибашево видимо выделились в отдельный приход, о чем свидетельствует избрание Магометанским Духовным собранием Файзуллы имамом Гарибашевской мечети.

Выходит, что к концу XIX века в д. Гарибашево возникает мусульманский приход, строится мечеть, действует медресе, в результате чего практически все население, за исключением немногих сохранивших приверженность языческой религии, коих к 1930-ым насчитывалось 3 двора, постепенно принимает ислам, а затем и меняет свою этничность на башкирскую, удмуртский же язык сменяется местным тюркским диалектом (последний носитель удмуртского языка умерла в середине 1990-ых годов).

Что касается современности, то жители деревни Гарибашево сохранили свою приверженность исламу: в 2005 году здесь была построена новая мечеть, а в 2007-ом открыто медресе.

Таким образом, на примере деревни Гарибашево можно выявить общие механизмы исламизации удмуртов: в большинстве случаев первыми последователями Ислама в селении были зажиточные люди, для которых принятие ислама, помимо всего прочего, было выгодным шагом, ибо это подразумевало облегчение ведения торговых дел с братьями-мусульманами и приобретение более привилегированного статуса (сохранились данные, в соответствии с которыми мусульмане оказывали разноплановую поддержку неофитам). Они отходили от удмуртских традиций, языка, создавали отдельное кладбище и начинали идентифицировать себя как башкир. Наиболее же активные новообращённые приглашали в селение знатоков мусульманской религии для совершения богослужений и обучения детей. 

Ввиду своей малочисленности мусульмане вынуждены были приписываться к мечетям соседних башкирских селений, что еще более способствовало смене этнической идентичности. Впоследствии миссионерская деятельность начинала давать свои плоды: когда в ислам обращалась весомая часть поселения, открывался свой приход и строилась мечеть.

Подобным образом процесс исламизации проходил и в других селениях: среди них д. Воткурзя Бураевского района, с. Верхние Татышлы Татышлинского района, д. Янаул и д. Тупралы Аскинского района Башкортостана и другие.

Стоит отметить, что в некоторых случаях ислам принимала лишь часть населения, другая же сохраняла приверженность удмуртским традициям (так, например, с. Большой Гондырь и д. Татарские Чикаши Куединского района Пермского края, д. Асавтамак Бураевского района и д. Максимово Янаульского района Башкортостана). Вероятнее всего, окончательному переходу всех жителей в ислам и последующей смене идентичности помешало установление советской власти.

Механизмы исламизации закамских удмуртов в конце XIX – начале XX в.в.: Один комментарий

  1. Спасибо автору, мне это было интересно, я даже собирался съездить в деревню Герыйыл (Гарабашево) и поинтересоваться у старожилов. Теперь отпала необходимость. Всё подробно написано.

Добавить комментарий