Выступление в начале XX века, члена Первой Государственной думы России, чуваша-мусульманина, Гарифа Бадамшина:
Всем известно, что наша Россия состоит из разных народностей и вероисповеданий. После православного народа – самого большого элемента – мусульман насчитывают до 25 миллионов душ. Затем идут поляки, евреи и другие национальности. Поэтому старорусские слова «Россiя – для русскихъ» – устарели. Мы теперь обращаемся к справедливости. И она нам скажет так: Россия – для всех, кто в ней живет, т.е. совершенно обратное тому, как сказал в своей речи почтенный профессор, пропитанный славянским духом М. Ковалевский: «Россия – особенно для славян».
Наверно, г. Ковалевского выбрал народ и послал в Государственную думу с тем, чтобы устроить совершенно новый дом со всеми удобствами и принадлежностями. А г. Ковалевский хочет устроить всего из трех или четырех бревен целое большое здание. По моему же мнению, такой дом можно устроить тогда только, когда мы возьмем разнообразные бревна из большого всероссийского леса. Упрочить фундамент русского государства мы можем тогда только, когда будет дана всем народностям полная равноправность, как гражданская, так и духовная. А делать это насилием и отнятием из рук последнего куска хлеба нельзя.
Вероятно, среди членов Государственной думы есть много таких, которые незнакомы с историей мусульман. Поэтому я принужден сказать о том несколько слов. Мы, мусульмане, живем в России около 400 лет, т.е. после падения разных наших ханств, отбывая все повинности наравне с православными народами. Отправляем своих любезных сыновей на войну и проливаем кровь. И за что? За Россию. Нам даже пришлось несколько раз проливать кровь против единоверцев, турок, что строго воспрещается нам нашим шаригатом (Кораном) и т.д.
А что хорошего сделало нам за это наше правительство? Вот что. В 1872 году оно разослало всем губернаторам циркуляр, написанный по проекту г. Победоносцева и заключавшийся в том, что никоим образом не могут открываться мусульманские мектебы и медресе без преподавания в них русского языка. Мусульмане не захотели тогда подчиняться этому, находя действия правительства насилием и вещью неудобоисполнимой. Тотчас же было грубое распоряжение правительства. И казанский губернатор Скарятин, взяв с собой военную силу, поехал по губернии, по мусульманским деревням, арестовал несколько сот мусульман. Из них было сослано несколько в Сибирь и даже в каторжные работы. Через десять лет акмолинский генерал-губернатор Сухотин в гор. Кокчетаве в присутствии местного архиерея, собрав массу киргизов и татар на церковной площади, предложил им принять православие, говоря: «С этих пор вы будете руководствоваться не мусульманским шаригатом, а русским законом». За неподчинение же этому распоряжению Сухотин отобрал у кокчетавскаго муллы свидетельство и сослал его на поселение в Сибирь. Вот такому-то произволу местных губернаторов и даже исправников над мусульманами нет счета. И я не буду писать о том дальше, а если бы хотел написать все, то не хватило бы места в вашей газете.
Вот в каком положении находились и в настоящее время находимся мы, мусульмане, в России. Всякий справедливый человек может судить на основании выше мною сказанного. И всякий христианин пусть откроет Евангелие, данное Богом великому пророку Иисусу. Почти на каждой странице встретятся слова: «Будьте добры, милостивы и кротки со всеми народами, и не обижайте никого, никакое существо, даже птицу». Так же говорится и в нашем Коране. И я думаю, какая бы нация ни была, у всех должно быть так сказано в книгах.
Господа! Если мы будем заботиться и думать только о себе, то какой же справедливости мы можем достигнуть? Нет, мы должны заботиться обо всех, чтобы все люди, созданные Богом, жили хорошо, спокойно и равноправно. Вот тогда только мы и можем называться справедливыми. Нам не нужно забывать наших братьев-рабочих и как они страдают. Нам не надо забывать и наших братьев-крестьян и как они терпят от безземелья. Нам не надо забывать и своих братьев и сыновей-солдат. Их жизненные условия всех наций и религий. Если мы желаем, чтобы стояла наша Россия на прочном фундаменте, то мы, российские народы, должны стараться работать над этими всеми нашими силами и нашими честными трудами, и нашими чистыми сердцами, как я сказал выше. Если же мы будем вести дело, как вели его до настоящего времени, и будем продолжать разъединять нации и религии в их жизненных условиях, то, уверяю вас, никогда не будет успокоения у нас в России. Нам не надо брать пример в этих отношениях с англичан, французов и немцев. Им легко управлять. У них мало национальностей. А наша Российская империя состоит из множества разных племен и религий. Нам остается один выход из этой несчастной жизни: дать всем свободу и возможность работать спокойно и положить конец всем произволам.